Сегодня в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам собрания со словом.
В частности, он отметил: «Результатом падения советского режима стало не только разрушение географических границ того мира, в котором Русская Православная Церковь существовала на протяжении семи десятилетий. Всплеск активности политических и националистических движений на постсоветском пространстве вызвал различные конфликты и отразился на нашей Церкви».
«В ряде регионов под удар была поставлена не только жизнь отдельных приходов и епархий, но и сам канонический строй Русской Православной Церкви, — напомнил он. — Возник печально известный раскол на Украине, поддержанный тогдашними властями этой страны».
«В сложнейших условиях мы делали все возможное для защиты интересов Церкви, для сохранения ее исторического достояния и возвращения ей подобающей роли в жизни общества, — подчеркнул Первосвятитель. — И мы всегда стремились с терпением и любовью объяснять нашу позицию, искали понимания и поддержки у Поместных Православных Церквей, ибо сохранение единства Вселенской Православной Церкви было и остается для нас одним из важнейших приоритетов».
«Сохранение и укрепление единства церковного — это прямая обязанность прежде всего тех, кто призван к архиерейскому, и, особенно, к предстоятельскому служению. Именно единство Церкви желает подорвать враг рода человеческого, стремясь привнести разделения, сея недоверие, подозрения и даже взаимные обвинения в среде братских Церквей», — сказал Первоиерарх.
«Иной раз приходится слышать, будто бы Русская Церковь, активно участвующая в межправославных отношениях, заботится не об общем благе всей Православной Церкви, а якобы преследует узкие национальные или политические интересы. Иногда даже нашу Церковь прямо обвиняют в так называемом этнофилетизме. Этнофилетизм — это действительно опасная и чуждая христианству идеология, когда для человека единство внутри этноса, собственные этнические интересы являются наивысшей ценностью, даже более высокой, чем единство во Христе и со Христом, — пояснил он. — К сожалению, этим термином — этнофилетизм — часто называют то, что им вовсе не является. Нельзя этнофилетизм путать с патриотизмом — естественной для человека любовью к своей Родине, к ее языку, истории, культуре, традициям, обычаям».
«Что касается Русской Церкви, то она не есть Церковь только России. Это Церковь, которая объединяет миллионы православных, проживающих в независимых государствах: русских, украинцев, белорусов, молдаван, представителей многих других народов. При принятии решения о рукоположении в священный сан и при избрании во епископы мы не задаемся вопросом о национальности кандидата, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — И в нашем епископате можно встретить представителей самых разных народов. Для Русской Церкви является естественным ее национальное, культурное, языковое многообразие, как и осознание того факта, что сохранение мира и единства многонациональной Церкви едва ли возможно без равного уважения даже к самым малочисленным народам, составляющим ее паству».
«Меня очень тронули и взволновали сказанные ныне слова Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, — признался он. — В храмах Русской Церкви за каждой Литургией возносятся молитвы об умножении любви и воцарении мира на земле Украины. Украинская Православная Церковь проходит трудные времена, и мысли о наших украинских братьях и сестрах, об их трудностях, ежедневном подвиге веры не покидают меня и сейчас, в этот праздничный день».
«Сегодня Украинскую Церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта, — констатировал Первосвятитель. — Происходят насильственные захваты храмов, игнорируются решения судов, ведется клеветническая информационная кампания против Церкви, в украинском Парламенте предлагаются законопроекты, цель которых — дискриминировать и поставить в тяжелейшие условия крупнейшую религиозную общину страны. Политики, не имеющие представления о внутренней церковной жизни, пытаются вмешиваться в эту жизнь и регулировать ее».
«Как правило, дискриминационные законопроекты против канонической Церкви на Украине предлагают те депутаты, которые оказывают поддержку расколу, являются греко-католиками по вероисповеданию или придерживаются атеистических убеждений, — отметил он. — Даже среди авторов обращения Верховной Рады к Константинопольскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской Церкви большинство подписавшихся является униатами или раскольниками».
«Со стороны Украинской греко-католической церкви продолжаются агрессивные и оскорбительные нападки на нашу Церковь, а также на каноническое Православие на Украине, — посетовал Святейший Патриарх. — Последний раз это наиболее ярко проявилось в июле, когда униаты активно критиковали в общественном пространстве инициативу Всеукраинского крестного хода и вместе с радикальными националистическими силами противились его проведению. Одновременно усилилась и прозелитическая деятельность униатов на исконно православных землях на востоке Украины. Все это свидетельствует о том, что проблема унии, порожденная Ферраро-Флорентийским и Брестским лжесоборами, остается незаживающей раной на теле христианского мира».
«В ходе нашей встречи в Гаване с папой Римским Франциском в феврале сего года, в совместной декларации по итогам встречи еще раз нашла отражение мысль, высказанная в 1993 году в документе Смешанной комиссией по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Эта мысль о том, что, цитирую, «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства»», — напомнил Предстоятель Русской Церкви.
«Совпадение интересов украинских униатов и раскольников в их противостоянии каноническому Православию на Украине стало возможным на почве радикальной националистической идеологии и политизации религиозной сферы, — считает он. — И этот политический союз в будущем может иметь и иные последствия, опасные для Православия. Не случайно греко-католики столь активно строят храмы и ведут миссионерскую работу там, где у них исторически никогда не было паствы».
«Несмотря на сложную обстановку, паства канонической Украинской Православной Церкви умножается, открываются новые храмы и монастыри, — радуется Святейший Патриарх. — Сохраняя свое каноническое единство, Украинская Православная Церковь сохраняет и мощнейший миротворческий потенциал, который не опирается на популистские лозунги и не следует сиюминутной политической конъюнктуре. В его основе — сила евангельского духа, смирения и любви Христовой».
«Православные верующие Украины страдают за верность основополагающим каноническим принципам церковного бытия, за то, что не хотят отказаться от духовной свободы и внутренней независимости церковной жизни ради скоропреходящих земных выгод, за то, что не хотят разменивать духовное единство Церкви во Христе, в Котором нет эллина или иудея, раба или свободного (Кол. 3:11), на фальшивое единство, предлагаемое националистической идеологией, которая по сути своей намного более агрессивна и пагубна, чем этнофилетизм, осужденный церковными Соборами», — пояснил Первосвятитель.
«Пользуясь случаем, в присутствии Глав и представителей всех Поместных Церквей, я благодарю владыку Онуфрия за его мужество и твердость в отстаивании святого Православия и за сохранение канонического единства Церкви. Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них, — заверил Святейший Патриарх Кирилл. — Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви. Ибо Киев — это духовная колыбель Святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии. Грех раскола исцеляется не насилием и лукавством, но покаянием и любовью во Христе. От болезненной язвы украинского раскола страдает все тело церковное, и боль от нее ощущается не только на Украине, но и в диаспоре, и на канонических территориях других Поместных Церквей. Опасность разделений в Церкви понятна каждому из нас. Именно поэтому анафематствование Русской Церковью бывшего монаха Филарета (Денисенко) было поддержано всеми Поместными Православными Церквами».
Русская линия
Источник